Коньки стали плохо скользить и не слушаются на поворотах? Значит, пришло время задуматься о заточке! Уход за лезвиями не только вернет былую прыть на льду, но и позволит подстроить коньки под себя.
Заточка коньков, как и для чего это делается
Коньки, как и любой спортивный инвентарь, нуждаются в регулярном уходе. Главный элемент – режущая кромка – на протяжении катания под тяжестью веса впивается в лед, со временем тупится и деформируется.
Повреждения или потеря остроты конька влияют на:
- скорость скольжения;
- темп разгона;
- маневренность на льду.
Поэтому, когда вы заметите, что коньки начали вести себя как-то иначе, в первую очередь обратите внимание на заточку. Если кромка затупилась, то нужно срочно это исправлять. Иначе вы рискуете либо окончательно испортить коньки, либо травмироваться. К тому же, кататься на хороших коньках всегда приятнее, а при активном отдыхе очень важны ощущения и эмоции.
Признаки, указывающие на необходимость заточки коньков
- "Плоские" лезвия. Проведите кончиком ногтя по лезвию конька. При хорошей заточке должны остаться легкие царапины.
- "Разъезд" ног в разные стороны.
- Проскальзывание при толчке.

Если ваши коньки выглядят так, то вам давно пора задуматься о заточке!
Что нужно учитывать при заточке коньков?
При заточке коньков необходимо учитывать два фактора: форму лезвия и профиль лезвия.
Форма лезвия
В первую очередь при заточке важно определить подходящую форму лезвия и рассчитать ее параметры.
Место соприкосновения конька выглядит как две параллельных острых грани со специальным углублением между ними.
- Грани называют площадкой или ребрами, они обеспечивают сцепление, позволяют стоять и маневрировать. В зависимости от заточки внутри грани могут быть прямыми или скругленными. Еще они должны быть одинаковыми с обеих сторон, иначе вас будет перекашивать в одну из сторон.
- Углубление называют желобком или канавкой. Оно служит для снижения трения. Чем глубже желоб, тем больше в нем скапливается воды при катании (именно водная прослойка снижает трение). Но важно помнить, что увеличение глубины = снижение толщины ребер, из-за чего становится сложнее держать равновесие.

Сегодня наиболее популярны три варианта заточки:
Стандартная (обычный желоб). Полукруглый желоб с радиусом от 6 до 40 и глубиной посадки в зависимости от предпочтений владельца коньков. Наиболее распространенный метод, который уже на протяжении многих лет доказывает свою практичность. Подходит для хоккейных и фигурных коньков.
Channel-Z (Z заточка). Современный европейский подход к заточке, который уникален вытачиванием двух желобов:
- Внешний. Полукруглый, похож на стандартный вариант.
- Внутренний. Дополнительный квадратный канал, который размещается посередине внешнего желоба.
Имеет лучшие показатели в сравнении со стандартным подходом, но технологически сложнее. При подобной заточке заметно страдает оборудование мастерской, что делает его менее распространенным и более дорогим вариантом. Подойдет для искушенных любителей как фигурных, так и хоккейных коньков.
FBV. Старый канадский вариант, который не прижился в России и Европе. Желоб имеет трапециевидный канал, это создает жесткое сцепление со льдом и отличную устойчивость. Правда цена за комфорт на льду – недолговечность и хрупкость, ведь трапециевидные стенки тоньше и быстрее стираются при контакте с жесткой поверхностью. Используется преимущественно профессиональными игроками в хоккей.



Профиль лезвия
Профиль конька - это контур лезвия от носка до пятки. Каждая часть контура выполняет свою работу во время катания. Любые изменения улучшат одни показатели, но ухудшат другие. Поэтому универсального профиля не существует.
Лезвие разделяют на три части:
- Носок, 20% профиля спереди. Он влияет на все, что связано со стартом движения, входом в вираж и резкими переменами направления.
- Средняя часть, 60% профиля посередине. На нее приходится основной контакт со льдом. Отвечает за скольжение, повороты и вращения.
- Пятка, 20% профиля сзади. Играет решающую роль при выходе из виражей, притормаживании на резких поворотах и удержании равновесия на льду.

Профиль формируют по дуге, которую строят тремя основными способами:
- Одинарный профиль (классический). Основывается на дуге одной окружности с фиксированным радиусом от 2,13 до 9,1 м.
- Комбинированный профиль. Дуга строится из нескольких окружностей (от 2 до 4) с последовательным увеличением радиуса от носка к пятке.
- Профиль с площадкой. Дугу строят из двух окружностей и плоскости между ними.

При разработке профиля также рассчитывается угол наклона лезвия. Он определяет, в какую сторону будет удобнее двигаться. При максимальном уклоне в 1,5 градуса легче будет стартовать и разгоняться вперед, но движение назад будет сложнее. При нулевом уклоне преимуществ для ускорения нет, но двигаться назад проще.
Еще одним элементом контура будет точка вращения – наивысшая точка профиля лезвия. Изначально она располагается по центру, но при профилировании ее нередко смещают на 10-20 мм. Это делается для перераспределения веса на заднюю часть. Такое решение помогает держать баланс, что полезно для хоккейных коньков, но может оказаться неподходящим для фигурных.
Можно ли заточить коньки самостоятельно?
Мы не рекомендуем затачивать коньки самостоятельно, если у вас нет опыта и подходящих инструментов. Основная сложность при заточке связана с конструкцией лезвия конька. Вопреки распространенному заблуждению, лезвие конька не делают похожим на нож, вместо этого комбинируют целый ряд параметров для создания индивидуальной схемы заточки. Именно поэтому, если вы придете к опытному мастеру с новыми коньками, он задаст много вопросов в стиле: «Где катаетесь?», «Сколько весите?», «Как катаетесь?», «Сколько лет на льду?» и т.д.
Однако многие все еще точат коньки в домашних условиях, например, с помощью надфиля или шлифовального круга. Но так можно лишь "подточить" лезвие, убрать зазубрины и сделать стандартный полукруглый желобок на небольшой глубине. И уж тем более вы не сможете профилировать коньки без специальных навыков и станка.
Заточка коньков в домашних условиях
Если вам достаточно просто подточить лезвия коньков, то можете сделать это самостоятельно. Есть два способа:
- Ручной способ. В первую очередь вам понадобятся тиски (для закрепления коньков), круглый надфиль (миниатюрный напильник) и точильный мелкозернистый деревянный брусок. Надфиль устанавливается внутрь бруска (с помощью клея), далее брусок устанавливается на лезвие конька, и с его помощью выпиливается желоб. Данный способ требует много силы. После выпиливания желобка наступает финишный этап - шлифовка наждачкой.
- При помощи электрического инструмента. Способ для тех, у кого есть шлифовальный круг. На коньках вручную делается разметка, после чего проводится сама заточка.

Как видите, заточка коньков - довольно трудоемкий процесс. Поэтому если вы любите кататься, а необходимого оборудования и опыта по уходу за лезвиями нет, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Тем более что заточка коньков стоит недорого, например, в нашем сервисе вы отдадите всего 300 рублей за услуги мастера.