Коньки стали плохо скользить и не слушаются на поворотах? Значит пришло время задуматься о заточке! Уход за лезвиями не только вернет былую прыть на льду, а еще позволит подстроить коньки под себя. Но лучше отдать их в мастерскую, ведь заточка режущей кромки дело далеко не простое...
Заточка коньков, как и для чего это делается
Коньки, как и любой другой спортивный инвентарь, нуждаются в регулярном уходе. Главный элемент – режущая кромка, которая на протяжении катания под тяжестью веса впивается в лед, со временем тупится и деформируется.
Повреждения или потеря остроты конька влияют на:
- скорость скольжения;
- темп разгона;
- маневренность на льду.
Поэтому, когда заметили, что коньки начали вести себя как-то иначе, обратите внимание на заточку. Если кромка затупилась, то нужно срочно это исправлять. Иначе вы рискуете либо окончательно испортить коньки, либо травмироваться. Плюс кататься на хороших коньках всегда приятнее, а при активном отдыхе важны именно ощущения и эмоции.
Если ваши коньки выглядят так, то вам давно пора задуматься о заточке!

В чем сложность заточки коньков
Мы не рекомендуем затачивать коньки самостоятельно, если у вас нет опыта и подходящих инструментов. Основная сложность при заточке связана с конструкцией лезвия конька. Вопреки заблуждениям, лезвие конька не делают похожим нож, вместо этого комбинируют целый ряд параметров для создания индивидуальной схемы заточки. Именно поэтому, если вы придете к опытному мастеру с новыми коньками, он задаст много странных вопросов в стиле: «Где катаетесь?», «Сколько весите?», «Как катаетесь?», «Сколько лет на льду?» и т.д.
Форма лезвия
В первую очередь при заточке важно определить подходящую форму лезвия. Выбирают сам вариант заточки и рассчитывают ее параметры.
Место соприкосновения конька выглядит как 2 параллельных острых грани со специальным углублением между ними.
Грани называют площадкой или ребрами, они обеспечивают сцепление, позволяют стоять и маневрировать без особых проблем. В зависимости от заточки грани могут быть прямыми или скругленными внутри. Еще они должны быть одинаковыми с обоих сторон, иначе вас будет перекашивать в одну или другую сторону.
Углубление называют желобком или канавкой, оно служит для снижения трения. Чем глубже желоб, тем больше в нем скапливается воды при катании (именно водная прослойка снижает трение). Но важно помнить, что увеличение глубины = снижение толщины ребер, из-за чего становится сложнее держать равновесие.

Сегодня наиболее популярны 3 варианта заточки:
Стандартная (обычный желоб). Полукруглый желоб с радиусом от 6 до 40 и глубиной посадки в зависимости от предпочтений владельца коньков. Наиболее распространенный метод, который уже на протяжении многих лет доказывает свою практичность. Подходит для хоккейных и фигурных коньков.

Channel-Z (Z заточка). Современный европейский подход к заточке, который уникален вытачиванием двух желобов:
- Внешний. Похож на стандартный вариант, полукруглый.
- Внутренний. Дополнительный квадратный канал, который размещается посередине внешнего желоба.
Имеет лучшие показатели в сравнении со стандартным подходом, но технологически сложнее. При подобной заточке заметно страдает оборудование мастерской, что делает его менее распространенным и более дорогим вариантом. Подойдет для искушенных любителей как фигурных, так и хоккейных коньков.

FBV. Старый канадский вариант, который не прижился в России и Европе. Желоб имеет трапециевидный канал, это создает жесткое сцепление со льдом и отличную устойчивость. Правда цена за комфорт на льду – недолговечность и хрупкость, ведь трапециевидные стенки тоньше и быстро стираются при контакте с жесткой поверхностью. Используется преимущественно профессиональными игроками в хоккей.

Профиль лезвия
Контур лезвия от носка до пятки = профиль конька. Каждая часть контура выполняет свою работу во время катания. Любые изменения улучшат одни показатели, но ухудшат другие, поэтому универсального профиля не существует.
Лезвие разделяют на 3 части:
- Носок, 20% профиля спереди. Он влияет на все, что связано со стартом движения, входом в вираж и резкими переменами направления.
- Средняя часть, 60% профиля посередине. На нее приходится основной контакт со льдом, отвечает за скольжение, повороты и вращения.
- Пятка, 20% профиля сзади. Играет решающsую роль при выходе из виражей, притормаживании на резких поворотах и удержании равновесия на льду.

Профиль формируют по дуге, которую строят 3 основными способами:
- Одинарный профиль (классический). Основывается на дуге одной окружности с фиксированным радиусом от 2,13 до 9,1 м.
- Комбинированный профиль. Дуга строится из нескольких окружностей (от 2 до 4) с последовательным увеличением радиуса от носка к пятке.
- Профиль с площадкой. Дугу строят из двух окружностей и плоскости между ними.

При разработке профиля также рассчитывается угол наклона лезвия. Он определяет, в какую сторону будет удобнее двигаться. При максимальном уклоне в 1,5 градуса легче будет стартовать и разгоняться вперед, но движение назад будет сложнее. При нулевом уклоне преимуществ для ускорения нет, но двигаться назад проще.
Еще одним элементом контура будет точка вращения, наивысшая точка профиля лезвия. Изначально она располагается по центру, но при профилировании ее нередко смещают на 10-20 мм. Это делается для перераспределения веса на заднюю часть. Такое решение помогает держать баланс, что полезно для хоккейных коньков, но может оказаться вредно для фигурных.
Можно ли заточить коньки самостоятельно?
Безусловно, да. Многие точат коньки в домашних условиях, например, с помощью надфиля или шлифовального круга. Но так можно лишь "подточить" лезвие, убрать зазубрины и сделать стандартный полукруглый желобок на небольшой глубине. И уж тем более вы не сможете профилировать коньки без специальных навыков и станка.
Поэтому если вы действительно любите кататься, а опыта по уходу за лезвиями нет, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Тем более что заточка коньков стоит недорого, например, в нашем сервисе вы отдадите всего 300 рублей за услуги мастера.