Велосезон открыт! 🥳

видео
о прокате 46 сек
Режим работы: пн-вс с 10 до 22 тел. +7 (901) 325-06-06

Заточка коньков, как и для чего это делается

Автор: редакция pokatushkin.ru
Опубликовано: 29.03.2023 Обновлено: 15.02.2024

Коньки стали плохо скользить и не слушаются на поворотах? Значит, пришло время задуматься о заточке! Уход за лезвиями не только вернет былую прыть на льду, но и позволит подстроить коньки под себя.

При заточке хоккейных и фигурных коньков нужно учитывать множество тонкостей. Но мы сдаем в аренду и чаще сталкиваемся с коньками, которые используют в качестве развлечения и вида отдыха. Поэтому в этой статье расскажем про заточку именно этих коньков.

Коньки, как и любой спортивный инвентарь, нуждаются в регулярном уходе. Главный элемент – режущая кромка – на протяжении катания под тяжестью веса впивается в лед, со временем тупится и деформируется.

Повреждения или потеря остроты коньков влияют на:

  • скорость скольжения;
  • темп разгона;
  • маневренность на льду.

Поэтому, когда вы заметите, что коньки начали вести себя как-то иначе, в первую очередь обратите внимание на заточку. Если кромка затупилась, то нужно срочно это исправлять. Иначе вы рискуете либо окончательно испортить коньки, либо травмироваться. К тому же, кататься на хороших коньках всегда приятнее, а при активном отдыхе очень важны ощущения и эмоции.

Признаки, указывающие на необходимость заточки коньков

  • «Плоские» лезвия. Проведите кончиком ногтя по лезвию конька. При хорошей заточке должны остаться легкие царапины.
  • «Разъезд» ног в разные стороны.
  • Проскальзывание при толчке.
Фотография сильно поврежденного конька лезвия
Если ваши коньки выглядят так, то вам давно пора задуматься о заточке!

Что нужно учитывать при заточке коньков?

Здесь нужно учитывать два фактора: форму лезвия и профиль лезвия.

Форма лезвия

В первую очередь определите форму лезвия и рассчитайте ее параметры.

Место соприкосновения конька выглядит как две параллельные острые грани со специальным углублением между ними.

  • Грани называют площадкой или ребрами, они обеспечивают сцепление, позволяют стоять и маневрировать. В зависимости от заточки внутри грани могут быть прямыми или скругленными. Еще они должны быть одинаковыми с обеих сторон, иначе вас будет перекашивать.
  • Углубление называют желобком или канавкой. Оно служит для снижения трения. Чем глубже желоб, тем больше в нем скапливается воды при катании (именно водная прослойка снижает трение). Но важно помнить, что увеличение глубины = снижение толщины ребер, из-за чего становится сложнее держать равновесие.
Иллюстрация вариантов канавки лезвия

Сегодня наиболее популярны три варианта заточки:

Стандартная (обычный желоб). Полукруглый желоб с радиусом от 6 до 40 и глубиной посадки в зависимости от предпочтений владельца коньков. Наиболее распространенный метод, который уже на протяжении многих лет доказывает свою практичность. Подходит для хоккейных и фигурных коньков.

Channel-Z (Z заточка). Современный европейский подход к заточке, который уникален вытачиванием двух желобов: внешнего и внутреннего.

  1. Внешний. Полукруглый, похож на стандартный вариант.
  2. Внутренний. Дополнительный квадратный канал, который размещается посередине внешнего желоба.

Имеет лучшие показатели в сравнении со стандартным подходом, но технологически сложнее. При подобной заточке заметно страдает оборудование мастерской, что делает его менее распространенным и более дорогим вариантом. Подойдет для искушенных любителей как фигурных, так и хоккейных коньков.

FBV. Старый канадский вариант, который не прижился в России и Европе. Желоб имеет трапециевидный канал, это создает жесткое сцепление со льдом и отличную устойчивость. Правда цена за комфорт на льду – недолговечность и хрупкость, ведь трапециевидные стенки тоньше и быстрее стираются при контакте с жесткой поверхностью. Используется преимущественно профессиональными игроками в хоккей.

Иллюстрация стандартной заточки лезвия конька
Иллюстрация Channel-Z варианта лезвия конька
Иллюстрация FBV варианта лезвия конька

Профиль лезвия

Профиль лезия — это его контур от носка до пятки. Каждая часть контура выполняет свою работу во время катания. Любые изменения улучшат одни показатели, но ухудшат другие. Поэтому универсального профиля не существует.

Лезвие разделяют на три части:

  1. Носок, 20% профиля спереди. Он влияет на все, что связано со стартом движения, входом в вираж и резкими переменами направления.
  2. Средняя часть, 60% профиля посередине. На нее приходится основной контакт со льдом. Отвечает за скольжение, повороты и вращения.
  3. Пятка, 20% профиля сзади. Играет решающую роль при выходе из виражей, притормаживании на резких поворотах и удержании равновесия на льду.
Иллюстрация частей лезвия конька

Профиль формируют по дуге, которую строят тремя основными способами:

  • Одинарный профиль (классический). Основывается на дуге одной окружности с фиксированным радиусом от 2,13 до 9,1 м.
  • Комбинированный профиль. Дуга строится из нескольких окружностей (от 2 до 4) с последовательным увеличением радиуса от носка к пятке.
  • Профиль с площадкой. Дугу строят из двух окружностей и плоскости между ними.
Иллюстрация профилей лезвия конька

При выборе профиля также рассчитывается угол наклона лезвия. Он определяет, в какую сторону будет удобнее двигаться. При максимальном уклоне в 1,5 градуса легче будет стартовать и разгоняться вперед, но движение назад будет сложнее. При нулевом уклоне преимуществ для ускорения нет, но двигаться назад проще.

Еще одним элементом профиля будет точка вращения – наивысшая точка профиля лезвия. Изначально она располагается по центру, но при профилировании ее нередко смещают на 10-20 мм. Это делается для перераспределения веса на заднюю часть. Такое решение помогает держать баланс, что полезно для хоккейных коньков, но может оказаться неподходящим для фигурных.

Заточка коньков в домашних условиях

Если вам достаточно просто подточить лезвия коньков, то можете сделать это самостоятельно. Есть два способа:

  1. Ручной способ. Вам понадобятся тиски (для закрепления коньков), круглый надфиль (миниатюрный напильник) и точильный мелкозернистый деревянный брусок. Надфиль устанавливается внутрь бруска (с помощью клея), далее брусок устанавливается на лезвие конька, и с его помощью выпиливается желоб. Данный способ требует сил. После выпиливания желобка наступает финишный этап — шлифовка наждачкой.
  2. При помощи электрического инструмента. Способ для тех, у кого есть шлифовальный круг. На коньках вручную делается разметка, после чего проводится сама заточка.
Заточка коньков с помощью бруска
Профессиональный станок для заточки

Оба способа позволяют только «подточить» лезвие, убрать зазубрины и сделать стандартный полукруглый желобок на небольшой глубине. Полноценно заточить коньки, если у вас нет в этом опыта и подходящих инструментов, будет непросто. Основная сложность в конструкции лезвия конька. Вопреки распространенному заблуждению, его не делают похожим на нож, вместо этого комбинируют целый ряд параметров для создания индивидуальной схемы заточки. Именно поэтому, если вы обратитесь к специалисту по заточке коньков, он задаст много вопросов в стиле: «Где катаетесь?», «Сколько весите?», «Как катаетесь?», «Сколько лет на льду?» и т.д.


Прокат в Кудрово — Кудрово, Строителей, 19, тел. +7 (994) 434-48-30
Прокат на Парашютной — ул. Парашютная, 60 (парковка гипермаркета Лента), тел. +7 (994) 434-43-80
Прокат в Мурино — Мурино, Охтинская аллея, 9 (парковка ТЦ "Экопарк"), тел. +7 (901) 325-06-06
Режим работы: пн-вс с 10 до 22

Наша оценка в Яндекс: